Бизнес план бюджетной парикмахерской

БИЗНЕС ИДЕИ /

Бизнес план бюджетной парикмахерской


«Имею скафандр – готов путешествовать». Так называется повесть американского фантаста Роберта Хайнлайна, в которой подросток, не имея ни знаний, ни опыта, но имея космический скафандр, ринулся путешествовать по Галактике.

Если перефразировать название повести, получится некий девиз, которым руководствуются многие люди, перешагнувшие рубеж личного благосостояния, за которым в семейной казне появляются «лишние» деньги. И, памятуя о том, что «деньги имеют свойство размножаться», они стараются заняться как раз их размножением.

Один из способов «размножения денег» – открыть собственную парикмахерскую. Услуги парикмахера в любые времена будут пользоваться спросом. На первый взгляд, для организации такого бизнеса много не нужно. Но мы же никуда не торопимся? И уж, тем более, не пытаемся кастрировать свои деньги бездумным транжирством.

Супер-салон или обычная цирюльня?

На подготовительном этапе необходимо определиться, какой уровень услуг мы собираемся предоставлять. Будет ли это парикмахерская эконом-класса в спальном районе или же люксовый салон красоты в центре города, где и не парикмахеры уже работают, а «стилисты»?

Разумеется, чем глобальнее планы, тем больше затраты. Причем, как замечают многие эксперты, у непритязательной парикмахерской гораздо меньше экономических рисков. Взять хотя бы тот факт, что для привлечения состоятельной клиентуры в салон-люкс придется потратить немало средств и нервов. При этом – без гарантии, что вложенное окупится высокой лояльностью этих самых клиентов.

Да, у небольшой парикмахерской сравнительно небольшой объем выручки. Но она стабильна, и в большинстве случаев не зависит от упомянутой лояльности. Она просто зарабатывает на том количестве людей среднего достатка, что проживают в шаговой доступности. И в этом случае необходимо просто предложить своим потенциальным клиентам удобный график работы парикмахерской, доброжелательных мастеров и комфортное ожидание.

Условимся, что мы решили открыть парикмахерскую эконом-класса в спальном районе, оказывающую минимальный набор услуг: собственно стрижка и окраска волос плюс маникюр-педикюр.

Брать дополнительные позиции – получать лицензии. Тот же косметолог уже должен иметь медицинское образование, а вы должны лицензировать его работу. В то время как обычные парикмахерские услуги лицензированию не подлежат – нужен только сертификат.

Где, почём и как?

Теперь предстоит провести маркетинговые исследования. Необходимо получить максимальный объем информации о парикмахерских. Получать ее можно отовсюду: специальная литература, тематические выставки и семинары, посещение парикмахерских. Будьте готовы в короткий отрезок времени подвергнуться многократной стрижке в разных парикмахерских и в разных концах города. Дело в том, что на прямые расспросы сотрудники обычно не отвечают, а вот когда вы то же самое спрашиваете в качестве клиента… Как правило, большинство парикмахеров очень словоохотливы и искренни со своими клиентами. Пользуйтесь этим, чтобы добыть информацию. Попутно отмечайте плюсы и минусы в действующих парикмахерских. Плюсы берите на вооружение, минусов постарайтесь избежать.

Один из вариантов миновать длительной процедуры сбора «разведданных» – обращение за помощью в маркетинговое агентство. Там соберут всю необходимую информацию и прикинут возможные места для открытия парикмахерской. Помогут с подготовкой необходимых документов. И займет это месяц. Но! Во-первых, стоит такая услуга недёшево (от 25 тысяч рублей). А во-вторых, в провинции, сложно будет отыскать консалтинговые и маркетинговые агентства, специализирующиеся сугубо на рынке брадобреев. То есть в этом случае мы получим «среднюю температуру по больнице» – без учета специфических особенностей вида деятельности в том или ином микрорайоне. Так что дешевле будет все-таки исследовать рынок и искать предпочтительное место самостоятельно.

«Квартирный» вопрос

Не стоит переживать, если вдруг в приглянувшемся квартале уже работает парикмахерская. Специфика небольших парикмахерских такова, что большинству клиентов все равно, где стричься, лишь бы не обкорнали «под горшок». При правильном подходе вы своих клиентов получите, даже если еще одна парикмахерская будет в соседнем доме и цены там будут в два раза ниже.

Идеальный вариант – помещение в собственности. Хотя бы потому, что в нём придётся делать ремонт. А вкладывать деньги в арендованную площадь… То владелец стоимость аренды поднимет, а то и вовсе откажется продлевать договор. Так что, если есть возможность приобрести помещение в собственность, есть смысл сделать вложение в коммерческую недвижимость. Но это уже скорее из области фантастики, а потому – довольствуемся арендованными площадями.

Кстати, а площадях. Обычно в приличной парикмахерской пять-шесть рабочих мест и один маникюрный стол. Исходя из рекомендованной площади рабочего места – 5-6 кв. м – а также обязательного наличия санузла, зала ожидания и отдельного помещения для персонала, получаем помещение примерной площадью около 50 кв.м. На первом этаже с отдельным входом. Стандарт – двухкомнатная квартира, выведенная под нежилое. Ориентировочная средняя стоимость аренды (зависящая от многих факторов) – 600-800 рублей за «квадрат».

Совет: не ищите помещение самостоятельно, обратитесь к риэлтору, специализирующемуся на коммерческой недвижимости.

Да, услуга обойдётся в копеечку (от 50% за месячную стоимость аренды), но время и нервы дороже.

Длительность стандартного договора аренды – 11 месяцев. У арендодателя просто нет желания регистрировать его в надлежащих органах (договор, срок которого не превышает 364 дня, в регистрации не нуждается). Если не удается договориться о полноценном длительном сроке аренды, можно пойти на хитрость и заключить несколько последовательных договоров. И арендодатель при своих интересах остается, и вам хоть какая-то гарантия, что меньше чем через год вас не попросят «на выход».

Выбирая место для будущей парикмахерской, обратите внимание на коммунальные и электрические сети. Важно, чтобы помещение соответствовало требованиям Роспотребнадзора и пожарного надзора. Чтобы точно узнать, подходит ли помещение, можно попробовать установить неформальные отношения с сотрудниками этих структур. И речь сейчас не о взятках должностным лицам при исполнении, а всего лишь о получении консультации на предварительном этапе. Не думаю, что кто-то откажется в свободное от работы время за разумное вознаграждение осмотреть помещение до того, как вы его снимете в аренду.

Можно поступить еще проще: возложить проведение будущего предприятия между СЭС и пожнадзором и получение сертификатов на наемного юриста. Он зарегистрирует вас в налоговой, в Пенсионном фонде и прочих святых для российского бизнесмена местах. Ведь прежде, чем заняться предоставлением услуг населению, вы должны быть зарегистрированы как ПБОЮЛ или ООО (от 7 тысяч рублей за регистрацию юрлица + 5-10 тысяч – за «консалтинг»).

Итак, мы нашли славное перспективное место, отвечающее предварительным требованиям, и заключили выгодный договор с арендодателем.


Что нам стоит всё обустроить?

Формат будущей парикмахерской определен – необходимо готовить плацдарм. То есть сделать ремонт, который превратит помещение из просто «нежилого» в парикмахерскую. Дело в том, что при обустройстве парикмахерских есть особые требования к инженерным сетям (вода, канализация, электричество, вентиляция).

Чтобы создать грамотный технологический проект парикмахерской, придется найти специалистов. К слову, с этим в городе проблем нет. Все средства массовой информации кишат объявлениями строительно-ремонтных фирм, делающих такие работы «под ключ». А на технологический проект, как на скелет, можно наращивать внутренний дизайн. За основу берём понимание того, что у клиента парикмахерская должна вызывать уважение и уверенность в качестве услуг.

Техпроект и работы по нему обойдутся в 15-20 тысяч рублей. Стоимость собственно ремонта оценить сложно: все зависит от имеющихся финансов, фантазии, амбиций. Думается, что при скромных запросах можно и в 50 тысяч рублей уложиться.

Кадры решают всё!

К завершению ремонта и монтажных работ необходимо озаботиться оценкой рынка труда. При всем кажущемся обилии предложений, найти хороших мастеров достаточно трудно.

Есть разные варианты поиска мастеров: подача объявления в СМИ, обращение в кадровое агентство, «хэдхантинг» (то есть попытка перекупить мастеров у конкурентов). В первом случае вам придется заниматься отделением зёрен от плевел самостоятельно. Второй вариант затратен, но тут хотя бы будет предварительный отсев. Последний вариант неоднозначен. Можно, конечно, заманить шикарного мастера со своей клиентской базой, но гарантий его верности уже не будет. Да и стоить он будет намного дороже. Решайте сами.

Вариантов оплаты труда парикмахеров множество: от сдельной до окладно-премиальной. Стандарт: проценты от выручки (сейчас это порядка 50% на материалах нанимателя). Есть вариант, многим кажущийся «сладким»: вы просто сдаете в аренду рабочее место. Стоимость зависит от многих моментов и колеблется от 4 до 10 тысяч рублей в месяц за «кресло». Но нужно учесть, что «месяц» здесь 14-16 дней при графике работы «два через два», то есть одно кресло сдается фактически дважды.

Мелкие хлопоты в большом объёме

После окончания ремонта нужно закупить оборудование и расходники. А также заключить договоры на охрану, на вывоз ТБО, на утилизацию волос, люминесцентных ламп и химпрепаратов… Не забудьте о договоре с прачечной! Можно, конечно, пользоваться одноразовыми халатами, полотенцами, салфетками. Но, во-первых, несерьезно, а во-вторых, обойдётся дороже, чем купить качественные вещи и стирать их.

При покупке мебели и оборудования нужно исходить из оптимального соотношения цена-качество и вписываться в дизайн. Не стоит экономить на удобстве клиентов. Средняя продолжительность стрижки – час. А просидеть целый час в неудобном кресле… Клиент, даже если будет доволен результатом, на подсознательному уровне запомнит испытанное неудобство.

Помните про длительность рабочего дня мастеров – можно приобрести специальные стулья для них, что значительно снизит нагрузку на их организм. Комфортные условия работы повышают настроение мастера, что благоприятно сказывается на его отношениях с клиентом.



Исходя из таких мелочей и стоит комплектовать парикмахерскую. Лучше, если кто-нибудь опытный и незаинтересованный проконсультирует вас при покупке необходимого. По примерной оценке, стоимость комплекта одного рабочего места составляет от 20-30 тысяч рублей. Плюс необходимые траты на прочую мебель и аксессуары: зона ожидания для клиентов, рабочее место администратора, комната отдыха персонала, складское вспомогательное помещение, санузел. Стеллажи, диваны, столы, стулья, полки, оргтехника, гардеробы и прочее-прочее, что суммарно выльется в кругленькую сумму. Радует, что это – разовые траты. По скромным подсчетам, при которых мы не забываем о качестве и комфорте, на всё это потребуется около 100 тысяч рублей. Не считая затрат на рабочие места мастеров.

Одновременно с закупкой оборудования и мебели стоит обеспокоиться получением сертификатов соответствия на услуги и разрешительной документации. Готовьтесь потратить до 30 тысяч рублей (разово) на получение всех необходимых бумаг.

Собственно, это всё. В общих чертах. Парикмахерская есть, мастера есть, всё работает на законных основаниях. Если всё сделали правильно, то получим некоторый доход. Размер коего необходимо подсчитать.

Затраты в первый месяц:

Регистрация юрлица, маркетинговое исследование и консалтинг – 15-20 тысяч рублей.
Аренда помещения 50 кв. м – 40-45 тысяч рублей в месяц.
Агентские риэлтора – 20-25 тысяч рублей.
Техпроект и монтажные работы – 20-30 тысяч рублей.
Ремонт помещения – от 50 тысяч рублей.
Оборудование – 140-210 тысяч рублей (20-30 тысяч за одно рабочее место).
Мебель – 100-150 тысяч рублей.
Расходники и косметика – 21 тысяча рублей (2-3 тысячи на одно рабочее место).
Договоры на охрану, утилизацию ТБО, сертификаты и разрешения, некоторые «представительские расходы» – 30 тысяч рублей.
Зарплата бухгалтера (аутсорсинг) – 3000 рублей в месяц.
Уборка помещения – от 5 тысяч рублей.
Администратор – от 15 тысяч рублей.

Итого: 700 тысяч рублей.

Ежемесячные расходы:

Аренда 40-45 тысяч рублей.
Расходники и косметика – 20 тысяч рублей.
Договоры на обслуживание парикмахерской (охрана, утилизация, прачечная) 5-10 тысяч рублей.
Зарплата сотрудников – 25 тысяч рублей (без учета процентов от выручки причитающихся мастерам).
Коммунальные услуги: 10 тысяч рублей.

Итого: 110 тысяч рублей.

То есть для старта предприятия необходимо иметь на руках не менее 800 000 рублей. А лучше, конечно, располагать небольшим стратегическим запасом сверху.

С затратами примерно понятно. А что с доходами? Давайте считать.

Исходим из того, что в парикмахерской семь рабочих мест, рабочий день длится 12 часов и работаем без выходных.

Среднее время на стрижку (по нормативу):

на мужскую стрижку – 40 минут;
на женскую – 1 час.
Будем исходить из показателя – 1 час = 1 голова.

Мест семь. Значит, в час парикмахерская способна обслужить семь человек. За день (12Х7) 84 человека. Но представьте себе этот бесконечный конвейер…

Будем реалистами и даже пессимистами. Понятно, что стопроцентной загрузки не добиться. 70% считается очень хорошим показателем. В угоду пессимизму снизим до 50%. Итак, в день через руки мастеров пройдут сорок человек. При средней стоимости услуги в 300 рублей дневная выручка – 12 тысяч рублей. Из них половина – оплата труда мастеров.

Остается 6 тысяч рублей.

В месяц – 180 тысяч рублей. Не забудьте, что от получившегося, хочешь — не хочешь, полагается отнять налоги и взносы в («упрощенка» от доходов – 6%, от «доход минус расход» — 15%).
Остается около 150 тысяч рублей.

Если вычесть все расходы, то получится чистой прибыли 40-50 тысяч рублей.
Вроде бы немного. Но вполне стабильно – с определенными перспективами на будущее, когда со временем можно будет расширять список предоставляемых услуг.

Вложенные средства при разумном подходе отобьются в течение полутора лет. Если проявить смекалку и терпение, этот срок можно значительно сократить.
Хватит у вас сил и терпения? Тогда дерзайте!

автор Кира Васильева

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.