"Псевдоборьба с алкоголизацией" или "убрать нельзя показывать"

О ГЛАВНОМ /


Исчезнет ли алкоголь с полок городских супермаркетов?
В последнее время количество откровенно безумных законодательных инициатив в России просто зашкаливает. А нынешнюю Госдуму РФ трезвомыслящие люди иначе как «взбесившимся принтером» или «госдурой» (оговорка известного телеведущего Познера) уже не называют. И прилипли эти интернет-мемы к главному законодательному органу страны так, что никаким Киселевым не отскребешь. Ничего удивительного, если вспомнить скандалы, разразившиеся в СМИ и политически активной части общества вслед за «рационализаторскими» предложениями некоторых слуг народа. Порой возникает ощущение, что фракции российского парламента соревнуются друг с другом в идиотизме, любой ценой пытаясь одержать пальму первенства. И отдельные заполошные из числа федеральных чиновников активно им в этом помогают, периодически подкидывая депутатскому корпусу весьма сомнительные идеи.

С глаз долой – из сердца вон?
Вот и до главного психиатра-нарколога Минздрава РФ Евгения Брюна дошла очередь. На днях чиновника посетила светлая мысль – подчистую убрать весь алкоголь с витрин супермаркетов и продавать его исключительно в специализированных магазинах. Чиновник намерен поднять вопрос об изменении части законодательства, касающейся реализации спиртного, на уровне министерства. Доводы, высказанные господином Брюном в пользу своего предложения, не менее оригинальны, чем само предложение.

Спиртное, стоящее на виду в супермаркетах, соблазняет граждан к его покупке и распитию. Помимо этого, Евгения Алексеевича сильно обеспокоило, что на яркие витрины с горячительными напитками любуется подрастающее поколение, которое, ясное дело, тоже посещает магазины. А потому в Минздраве уверены, что реализация алкоголя должна осуществляться только в специализированных торговых точках малой доступности, а не в близлежащих продмагах. «Сейчас часто продают алкоголь и табак в магазинах прямо в жилых домах. И мы видим: мужики выходят, покупают, потом тут же, у магазина, пьют и курят. А рядом находятся дети и все это видят», – прокомментировал ситуацию Евгений Брюн. Стало быть, по логике главного психиатра-нарколога, если люди не будут видеть алкоголь, то перестанут его и покупать. Как говорится, с глаз долой – из сердца вон. Слава тебе, Господи! Кстати, вспомнилось библейское: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 18:8,9) Обошлись, в общем, малой кровью…

Специалисты ведомства убеждены: если их инициатива будет притворена в жизнь, рынок алкогольной продукции неминуемо сократится. При этом сам Брюн отметил, что за последние пять лет выпивать в России стали меньше как раз по причине того, что доступность спиртного в регионах снизилась в силу различных мер законодательного характера.

Спрос рождает предложение
Интересная методика борьбы с желанием выпить, не правда ли? Приблизительно с тем же успехом можно предложить продавать в специально отведенных местах спички и зажигалки, дабы не провоцировать пироманов на поджоги. Ну и торговлю кухонными ножами, пожалуй, тоже стоит перенести куда-нибудь на городские окраины. Наверняка количество «бытовух» с применением «колющих и режущих предметов» сразу же резко сократится. И ведь что печальнее всего, совсем вроде бы неглупый человек господин Брюн. Не Валуев какой-нибудь, пришедший во власть прямо с ринга. Всю жизнь работал по профилю и образование имеет соответствующее. Окончил Харьковский мединститут, затем ординатуру по психиатрии в Москве. После защитил кандидатскую диссертацию. С 1987-го возглавлял отдел наркомании Московского НИИ психиатрии Минздрава РСФСР. В 1988-1989 годах организовал первые в стране службы для анонимного лечения наркоманов и телефон доверия. В 1991-1995 годах работал в должности заместителя директора Института клинической наркологии Министерства здравоохранения РФ. В 1998 году стал директором Московского НПЦ профилактики наркомании (Департамент здравоохранения города Москвы). Ну и так далее, вплоть до ныне занимаемого поста. В общем, человек, без всякого сомнения, компетентный и должен бы понимать, что «мужики», распивающие купленную водку в ближайшей подворотне, ни в какой специализированный магазин не поедут. Они просто перейдут на алкогольную продукцию кустарного изготовления (в простонародье — самогон), точки продажи которой начнут появляться как грибы после дождя. Спрос рождает предложение. И продукция эта будет, мягко говоря, не самого высокого качества, что, без сомнения, отразится на здоровье тех, кто станет ее употреблять. В остальном все будет абсолютно так же, как и сейчас: те же лавочки у подъездов, скверы и детские площадки. И тот же контингент – быдловатые любители «Ягуара», дешевого пива в пластиковых «полторашках» и такой же дешевой водки. Групповые уличные посиделки со стаканом прекратятся тогда, когда закон, запрещающий распитие спиртных напитков в общественных местах, будет реально действующим механизмом, а не профанацией, каковую он представляет собой на сегодняшний день. А запрет на продажу алкоголя в супермаркетах доставит ощутимые неудобства отнюдь не люмпенам, прикладывающимся к бутылке на выходе из этого супермаркета. Пострадает совсем другая категория граждан. Те, кто любит за вечерним ужином после рабочего дня пропустить бокал вина (в большинстве случаев недешевого) или стаканчик виски. Эти люди в очередной раз скажут свое непечатное спасибо «мудрым» борцам за трезвость. В интернет-пространстве уже, кстати, разразилась дискуссия на эту тему. Комментарии пользователей почитать очень интересно. Мнения по поводу предлагаемой инициативы, конечно, присутствуют разные. Но большинство конструктивных комментаторов сходятся во мнении, что идея, родившаяся в кабинетах Минздрава, «очередной бред власти».

Лимонадный Джо возвращается
Разумеется, меры, направленные на борьбу с пьянством, лишними никогда не были. Непонятно другое. Почему из-за алкоголиков должны страдать цивилизованные люди, знакомые с культурой употребления спиртного? И почему любая инициатива в России последних лет непременно выливается в идиотизм? Тем более что бороться с пьянством нам не впервой. Могли бы учесть предыдущий опыт. В период с 1917 года по настоящее время в России было пять антиалкогольных кампаний. Последняя, «перестроечная», превратила тогдашнего главу советского государства Михаила Горбачева в посмешище. Именно из-за нелепостей вроде безалкогольных свадеб, на которых коньяк разливали из заварных чайников. Все, кому сегодня под 50 и больше, хорошо помнят про «минерального секретаря» и «лимонадного Джо».

Последствия необдуманных шагов и перегибов, имевшие место в период горбачевской антиалкогольной кампании, были вполне ожидаемы. В массовом сознании все это воспринималось как абсурдная инициатива властей, направленная против собственного народа. Лицам, занятым в теневой экономике и партийной номенклатуре, для которой алкогольные застолья были нормой, спиртное было доступно, как и прежде. А рядовым советским гражданам приходилось доставать его втридорога.

Вообще, с некоторых пор все инициативы власти, направленные на оздоровление нации, превращаются в какой-то бессмысленный и беспощадный гротеск, нацеленный не на результат, а на громкий пиар в СМИ самих инициаторов. Недавняя история с запретом курения в общественных местах лучшее тому подтверждение. В соответствии с новым законом выкурить сигарету теперь можно разве что в космосе. Четверть населения страны фактически оказалась вне закона. Причем не только в общественных местах, но и в собственных рабочих кабинетах. Формально, конечно.

Ну и последнее. Не стоит забывать и о всепроникающей коррупции. Кто станет теневыми владельцами «специальных» алкогольных магазинов? Правильно: те же, кто принимает законы, в результате которых такие магазины фактически получают монополию на продажу спиртного, читай – бизнес, приносящий сотни миллионов рублей. Как говорится, ничего личного. Просто очередная статья дохода.

Автор: Антон СТАРИКОВ

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.