О предпринимательстве с иронией и самоедством

Записки предпринимателя /
Я — предприниматель. Я торгую своим риском. Я вкладываю деньги и не знаю каким будет результат. Нет, я, конечно, пытаюсь прогнозировать, составлять бизнес-планы и анализировать рынки. Но конечный результат всегда неожиданный и часто вообще не похож на то, что затевалось изначально.

В принципе, моя жизнь похожа на игру в рулетку, только все происходит гораздо медленнее и шансов выиграть у меня больше, чем у завсегдатая казино. В этом посте я хочу рассказать о том, что помогает мне в жизни и что мешает. Итак, начнем.

1. Равнодушное отношение к ошибкам. В чем это выражается? В спокойном принятии факта, что все могут ошибаться. Любой может чего-то не заметить, не знать, не учесть, не предусмотреть. Я никогда не ругаю подчиненных за ошибки. Только за то, что их не исправил или совершил повторно.

Эта привычка выработана годами работы на финансовых рынках. Сначала я делал все, что написано в книжках. Открывал позицию, следил за рынком и нервничал, нервничал, нервничал. При удачных сделках радовался, при неудачных огорчался. Причем я знал, что так нельзя, но чтобы победить себя, понадобилось несколько лет. Сейчас я уже не занимаюсь ни акциями, ни форексом, но привычка относиться к деньгам, как к цифрам на экране осталась.

Это переносится и на принятые решения. Какая разница, сколько раз мы ошибемся, главное, чтобы сумма плюсов была больше суммы минусов. Плюс обучение на своих и чужих ошибках. Главное не испытвать иллюзий, что на ошибках можно научиться чему-то новому. А понимать, что ошибки всего лишь учат нас как не надо делать.

2. Равнодушное отношение к чужому мнению. Пессимистов, перестраховщиков, верхоглядов и просто закомплексованных личностей крутится вокруг хоть залейся. И откуда они только берутся? Если их воспринимать всерьез, бизнесом заниматься не нужно, лучше сразу в психушку или на кладбище.

Поэтому работа с экспертами строится очень просто. Выслушал мнение, понял обоснование, составил табличку плюсов и минусов, сформировал свое мнение, принял решение. Авторов лозунгов “да ты что!”, “а помнишь, как тогда…”, “а вдруг чего случится”, “ничего не выйдет”, “так не делается!”, ”что люди скажут?” послал в сад. Риск есть всегда и ничего с этим не сделать. Боишься прыгать с парашютом — иди играть в шашки. Не хочешь рисковать своими деньгами — иди работать на дядю.

3. Смешивание бизнеса и морали. Очень сильно мешает, но от этого не уйти. Люди постоянно смешивают эти два понятия. Да я и сам, грешным делом, иногда их путаю. Но стараюсь ловить себя на этом и держать в руках. Бесполезно обижаться на клиента, который прессует или вымогает откат. Бесполезно обижаться на банкира, который не дает кредит, когда он тебе так нужен. Точно так же бесполезно бояться обидеть работника, уволив его в интересах компании.

Я считаю, бизнес есть бизнес, его цель — зарабатывать деньги, не нарушая закон (зарплата, налоги, экология и пр.). А если это кому-то не нравится, мне плевать. Возьмем нынешнюю горячую тему с ”крепостными Дерипаски”. В двух словах, он хочет выселить рабочих из принадлежащих ему по закону квартир, а квартиросъемщики требуют, чтобы эти квартиры им подарили. Скандал разгорается. Так вот, я считаю, что квартиры — это собственность компании Дерипаски и он волен делать с ними все, что пожелает. И требования работников подарить квартиры из-за того, что они работали на заводе всю жизнь — это разводка. Они не могут требовать, они могут только просить.

4. Видение конечной цели. Это самое трудное. Так хочется заниматься тем, что приятно и комфортно, а не тем, что нужно для движения к цели. Лечится двумя способами — планированием или постоянным напоминанием о цели. Первое мне не очень нравится из-за жестких рамок. А если не соблюдать рамки, то незачем и планировать. Гораздо больше я уважаю системы организации работы, основанные на технологии GTD (get things done). Программ очень много, да и на бумаге можно. Дисциплинирует мышление с жуткой силой, производительность труда вырастает в разы. Ты свободен, начальников нет, никто не командует. Одной силы воли, чтобы заставить себя работать, обычно не хватает. А надо!

5. Контроль всего и вся. Вы когда-нибудь видели как летчики готовятся к старту? У них есть лист, где перечислены все операции. Они знают его назубок. И несмотря на многолетний опыт работы все равно им пользуются. Так же и в бизнесе. Дал задание, не держи в памяти, запиши и забудь, а когда придет срок проверь исполнение. Бюрократы со стажем называют это обратной связью. Причем не нужно лично контролировать каждую мелочь, достаточно следить за ключевыми моментами. Общий принцип такой — если не будешь управлять процессом, процесс будет управлять тобой.

Это основное. Есть еще мелочи, но они не так важны. А сами технологии работы я свел к 10 жизненным принципам.

А вообще предпринимательство похоже на наркотик. Попробовав однажды, будешь возвращаться к этому всегда. После того как хлебнул свободы и риска, работа по найму покажется скучной и пресной.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.