Как быстро найти работника и минимизировать издержки, с ним связанные




  • ГДЕ ВЗЯТЬ СОТРУДНИКА НА ЗАМЕНУ УШЕДШЕМУ В ОТПУСК ИЛИ ЗАБОЛЕВШЕМУ

  • КАК СВЕСТИ К НУЛЮ ЗАТРАТЫ НА ПОИСК И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

  • КТО МОЖЕТ И ДНЕМ И НОЧЬЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ РАБОТНИКОВ

  • КАК ПЕРЕСТАТЬ ЗАБОТИТЬСЯ О ВЗЫСКАНИИ УЩЕРБА С ПРОВИНИВШЕГОСЯ

  • ЧЕМ СВОИ СОТРУДНИКИ ЛУЧШЕ ВНЕШТАТНЫХ



Автор Ольга Крылова, директор по персоналу ООО «СТС Групп», Москва



Одна из главных проблем магазинов у дома — найти подходящих сотрудников. На всестороннее из¬учение рынка вакансий нет ни времени, ни сил — ведь кому-то надо продавать, заниматься поставками, сидеть на кассе. В ито¬ге персонал попадается нерадивый, вороватый. Задержаться на одном месте у многих не получается — либо сами уходят, либо приходится увольнять.
До недавнего времени решения этой проблемы в России не было. Владельцы магазинов крутились, как умели: набирали в штат родственников и знакомых, устранили многоступенчатые проверки кандидатов, далее составляли черные списки негодных для работы сотрудников. Но это, к сожалению, отнюдь не идеальные варианты. С появлением агентств по предоставлению услуг внештатного персонала найти подходящих работников стало гораздо проще. Сотрудничество с такими организациями:

• позволяет избежать неудобств содержания большого штата работников, обеспечить максимальную гибкость в управлении персоналом и соответствие
• количества рабочей силы реальному объему работы;
• способствует экономии времени и средств, связанных с подбором сотрудников, опла¬той их услуг, кадровым учетом, обеспечением условий труда и пр.;
• снижает риск возникновения претензий профсоюзных органов, трудовых споров и связанных с ними издержек;
• дает возможность привлечь работников сверх установленного в ряде случаев лимита численности персонала;
• позволяет магазину получить сотрудни¬ков на короткий срок — для выполнения какого-либо проекта, работы на выставках или промоакциях, замены работника, ушедшего в отпуск или по иным причинам временно отсутствующего на работе.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ВНЕ ШТАТА
Наиболее распространены в нашей стра¬не такие формы использования внештат¬ного персонала, как: аутсорсинг (от англ. оut — вне + source —- источник) — передача внешней компании ранее самостоятельно реализовывавшихся предприятием функций; аренда персонала (или лизинг персонала, от англ. to lease - арендовать) и аутстаффинг. О них я и хочу рассказать в своей статье.
Аутстаффинг (от англ, оиt — вне + staff — штат). Иногда путают понятия «аутсорсинг» и «аутстаффинг». Аутстаффинг и аренда персонала предполагают предоставление линейного персонала (как пра¬вило, рабочих специальностей, требующих средней и низкой квалификации) для выполнения работы на объектах заказчика. При этом привлекаемые сотрудники не оформляются в штат компании-заказ¬чика. В случае аутстаффинга они переводятся из штата заказчика в штат аутстаффинговой компании либо компания по аренде персонала сама подбирает весь персонал для предоставления его в аренду своему заказчику.
Зачастую для снижения издержек, связанных с привлечением, обучением и удержанием персонала, фирма переоформляет сотрудников в компанию, предоставляющую услуги аутстаффинга. Эти работники продолжают выполнять свои функции на прежнем месте. А всю работу по привлечению, обучению, мотивации и удержанию необходимого заказчику персонала в дальнейшем делает аутстаффинговая компания.
По опыту нашей компании наиболее популярны сейчас следующие работники:
• продавцы;
• кассиры;
• технологи пищевого производства (салаты, куры гриль и другая продукция);
• уборщики;
• грузчики;
• работники склада.
Чаще всего в них нуждаются магазины, которые не могут сами полностью обеспечить себя персоналом, и магазины, сталкивающиеся с ярко выражен¬ными сезонными колебаниями спроса и предложения. Ведь именно этот фактор влечет за собой увеличение и снижение потребности в трудовых ресурсах. Например, в летний период, когда наступает сезон отпусков и многие горожане едут на дачу и на курорты. Аналогичная ситуация складывается в период новогодних праздников, длительных выходных, в посевной период и период уборки урожая. Получается, что работы много, а персонала мало, и именно в этот момент на помощь приходят внештатные сотрудники из аутстаффинговои компании.

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Помимо требуемых работников, магазин получает дополнительные по сравнению со своими конкурентами преимущества.

Преимущество №1. Экономия
• Нет расходов на привлечение персонала — его подбор, учет, а так же не выплачиваются компенсации, связанные с сокращением в пери¬од спада спроса. Эти издержки быва¬ют особенно велики во время сезон¬ных всплесков активности (новогодних, праздничных пиков) или в период спада спроса. Таким образом, магазин вынужден либо содержать избыточную кадровую службу, рассчитанную лишь на эти
периоды, либо периодически сталки¬ваться с проблемой неукомплектованно¬сти штата. Последнее приводит к неста¬бильности бизнеса.
• Сокращаются издержки, связанные с отпусками сотрудников. Так как зако-нодательство предписывает оплачивать сотрудникам период нахождения в отпуске (в течение которого работник не выполняет своих функций), то магазин несет как затраты, связанные с выплатой отпускных, так и с содержанием персонала, замещающего отпускника. В случае же лривлечения персонала со стороны об этой проблеме магазин просто забывает.
• Сокращаются издержки, связанные с привлечением персонала на период болезни или в момент увольнения сотрудника. Эти издержки труд¬но планировать, и магазин вынужден либо тратиться на содержание лиш¬них сотрудников, которые будут подменять заболевших, либо не получать доход в ожидаемом объеме из-за отсутствия ушедшего на больничный или неожиданно уволившегося работника.

Преимущество №2. Легче взыскать ущерб с провинившегося
Магазины часто сталкиваются с проблемой возмещения ущерба, нанесенно¬го работником как по неосторожности, так и осознанно. Сложности возникают и на этапе доказательства вины, и на этапе непосредственного взыскания с вино¬вника ущерба.
Аутстаффинговая компания в догово¬рах с магазинами предусматривает компен¬сацию ущерба предоставленными работни¬ками. Выплата возмещения осуществляется
в течение нескольких дней после происше¬ствия либо учитывается при расчетах за от-четный период.

Преимущество №3. Возможность сконцентрироваться на основном виде деятельности
Предоставляя персонал магазину, аутстаффинговая компания берет на себя все во-просы, связанные с привлечением, мотивацией, обеспечением сотрудников. Таким образом, владелец магазина имеет воз¬можность посвятить освободившееся вре¬мя развитию бизнеса.
КАК РАБОТАЕТ АУТСТАФФИНГОШ КОМПАНИЯ
Расскажу на примере нашей компании.
Взаимоотношения с магазином
• Коммерческое предложение делается после предварительного изучения потребности магазина в персонале, условий выполнения работ, пожеланий по срокам вывода персонала.
• Договор заключается в зависимости от пожеланий владельца магазина: либо договор на оказание услуг аутсорсинга, либо договор на предоставление персо¬нала на согласованных условиях. Б рамках условий договора предусматривается подача заявки клиентом на определенное количество и квалификацию персонала.
• Для обеспечения персоналом, отвечающим всем требованиям, организуется поиск и привлечение граждан России в регионах, где из-за прекращения деятельности предприятий люди не могут найти работу. Для этого мы пользуемся
услугами как своих филиалов, так рекрутинговых агентств на местах.
• В зависимости от местонахождения магазина и потребности клиента при-влекаются граждане, готовые устроиться на работу с необходимой продолжитель-ностью.

• Программа перехода на использование услуг аутстаффинговой компании
разрабатывается совместно с руководством магазина. Эта программа нацелена на минимизацию рисков во время адаптационного периода — когда магазин только привыкает работать с внештатными сотрудниками.
Взаимоотношения с сотрудниками
• Со всеми кандидатами при приемена работу беседует психолог. Затем остаются только те, которые соответствуют требованиям клиента.
• Служба внутреннего контроля проверяет кандидатов на предмет отсутствия судимости.
• Все кандидаты проходят медицин¬ское освидетельствование или оформляют медицинские книжки (в зависимости от потребности клиентов).
• Прошедшим проверку кандидатам предоставляется жилье — арендуется
квартира в непосредственной близости, от магазина, с которым заключен договор.
• Контролирует работников бригадир — не только на объекте, но и дома (живет вместе с ними). Он следит за тем, чтобы все вернулись домой, легли спать, а утром встали вовремя.
• Во время двухнедельной стажировки и обучения мы не выплачиваем аванс. Мы стараемся удержать сотрудни¬ков от всевозможных срывов, ведь переход на новую работу и тем более переезд в другой город — это большой стресс для человека. Потом они адаптируются к новым условиям, работают и получа¬ют за это деньги. Если по каким-то при¬чинам наш работник все же не выходит на смену, мы предоставляем компании другого человека.
На текущий момент в сфере торгов¬ли мы создаем нашим сотрудникам такие условия, что 76% персонала возвращается на последующие вахты или повторное вре-менное трудоустройство.


ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА АУТСТАФФИНГА
Специального правового регулирования отношений по предоставлению персонала в российском законодательстве нет. Поэтому предметом договора, заключаемого с аутстаффинговой компанией, физические лица быть не могут. Сотрудничество происходит на основании договора возмездного оказания услуг (аутстаффинга). Он может быть заключен как между организациями, так и между индивидуальными предпринимателями. При этом аутстаффинговой компании для оказания этих услуг никаких разрешений государственных и муниципальных органов или лицензий не требуется.
В договоре прописывается:
• количество направляемых в магазин сотрудников и уровень их квалификации;
• рабочее место — местонахождение магазина или иное указанное его владельцем рабочее место
сотрудников;
• трудовые функции и время их выполнения.
Также рекомендуем включить в текст договора следующие условия:
• предметом сделки являются услуги по предоставлению персонала, а не сами работники (физические лица);
• предоставляемый персонал остается в трудовых отношениях с исполнителем и ни одно из положений договора не подразумевает и не должно толковаться как приводящее к возникновению трудовых отношений между заказчиком и предоставляемым персоналом.
Предмет договора должен быть определен исходя из вида обязанностей, для выполнения которых предоставляется персонал. Кроме того, по результатам должен быть оформлен акт оказанных услуг, а не акт о предоставлении персонала. ИСТОЧНИК; правовая система «КонсулыпантПлюс»

Источник: журнал «Владелец магазина»