Как ценник может работать на вас, а не на «карман» Роспотребнадзора


КАК ПРОВЕСТИ АКЦИЮ И НЕ НАРУШИТЬ ЗАКОН
КАК ЦЕННИК ПОМОГАЕТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОЧЕРЕДЕЙ
КОГДА ЭФФЕКТИВНО ВЫВЕШИВАТЬ ПРАЙС-ЛИСТ СО СПИСКОМ ТОВАРОВ
ЧТО ОЖИДАЕТ МАГАЗИН, В КОТОРОМ НА ВИТРИНЕ И НА КАССЕ ЦЕНА ТОВАРА РАЗНИТСЯ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЦЕННИК экономит ВРЕМЯ и ДЕНЬГИ


Авто Надежда Грицаева, директор ОАО «Надежда», г. Волгоград

Во времена СССР, когда я только на¬чала работать в торговле, за ненадлежащее оформление ценника могло последовать уголовное наказание — заключение сроком до одного года. Сегодня, когда в торговлю часто идут люди, получившие профильного образования, неправильные ценники на товар — весьма распространенное явление. В тюрьму за это уже не сажают, но штраф заплатить придется. К примеру, согласно статье 14.8 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, если вы не предоставляете потребителю достоверную информацию о товаре, вы «попадаете» на 500-1000 рублей (должностные лица) или 5000-10000 рублей (юридические лица). Понятный, созданный по всем нормам и правилам ценник не только экономит ваши финансы, но и помогает повысить эффективность работы вашего магазина

Нормы и ПРАВИЛА

Соблюдать нормы и правила оформления ценников на товар не так уж сложно. Мы никогда не ленились изучать законы, и уже в далеком 1993 году точно знали, какую информацию необходимо донести до покупателей. Тогда в радиусе километра у «Надежды» не было конкурентов, магазин был очень популярен, работал через прилавок. Торговая площадь составляла около ста «квадратов». Постепенно мы сократили ее до 52 м2, отдав часть помещений под склад. Проходимость была немалая — около 350 человек в день. Но удавалось не создавать очередей. И именно благодаря правильно оформленному ценнику. Вкратце опишу, какими правилами мы руководствовались.
Согласно пункту 19 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (в редакции от 27.03.2007 № 185), продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием следующего:
• наименование товара и его сорта
• цена за вес или единицу товара
• подпись материально ответственного лица или печать организации
• дата оформления ценника.
Вы вправе указать на ценнике также необходимую дополнительную информацию, предусмотренную законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (статьи 8, 9, 10). Это могут быть сведения об изготовителе продукции, наличии лицензий на товар. Часть этих данных, предусмотренных законом, располагается на этикетке продукции (состав, срок годности, полезные свойства).
Чтобы не создавать очередей, мы с самого начала на ценнике указывали такие данные о товаре, как:
• информация об изготовителе
• срок годности
• сведения о составе
• пищевая ценность
• назначение.
Главное здесь было не переборщить с цифрами. Крупно выделяли название и цену, а часть информации делали чуть меньше. Любой человек мог сориентироваться при выборе, и у продавца оставалось больше времени на обслуживание клиентов (не нужно рассказывать покупателям о свойствах продуктов: все на¬писано).

СЕКРЕТ ЕДИНООБРАЗИЯ

На данный момент, помимо стационарного магазина, у нас работают два киоска. Во всех своих торговых точках мы перепробовали самое разное размещение и заполнение ценников. Следующие два варианта — наилучшие. Их секрет — в единообразии подачи информации. Покупатель привыкает к определенным шаблонам, легко воспринимает увиденное и тратит гораздо меньше времени на поиск нужного товара.
• Готовые шаблоны. В магазине и киоске побольше (20 м2) всегда одинаково оформляем ценники на товар. Покупаем заготовки в отделе канцтоваров или заказываем в типографии. Стоят они недорого, От 50 копеек за штуку. Но в этом случае заполнять приходится от руки. В относительно небольшом магазине это не составляет труда, а вот крупным предприятиям лучше пользоваться специальными компьютерными программами и печатать готовые ценники на принтере. Знаю, что это предусмотрено в программах Ехсе1, 1С. Так делают многие мои знакомые.
• Список. Закон не запрещает вывешивать прайслист, где наименования всех товаров напечатаны в столбик. Так мы делаем в одном из киосков (15 м2). Это значительно экономит время продавца (не нужно вписывать цены) и позволяет не загораживать товар на витрине. Проходимость киоска невелика, очередей не бывает, и покупателей устраивает подобный формат. Чтобы читать было удобнее, печатаем на цветной бумаге (чаще зеленой) крупным жирным шрифтом. И обязательно подсвечиваем лампочкой (достаточно 30-40 ватт). Гладкое не забывать обновлять информацию, если пришла новая партия товара по другой цене.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Преступление № 1. Нечеткий ценник.
Однажды мы решили провести акцию по распродаже мороженого. Лето заканчивалось, а у нас было много остатков. Выбрали самые популярные сорта трех производителей («Волгомясомолторг», «Инмарко», «Хладо»). Старую цену зачеркнули, новую выделили ярче и повесили плакат перед входом. Я знаю, что по закону на ценниках вся информация должна быть нанесена следующим образом:
• четко
• разборчиво
• без исправлений обозначенных рекви¬зитов.
Но, с другой стороны, ответственность за несоблюдение этого правила не предусмотрена. В первый день выручка выросла на 10%. Мы были рады.
• Наказание. Через неделю нас пришли проверять из Роспотребнадзора и сделали замечание. Я не стала спорить, ни к чему портить отношения с госчиновниками.
• Решение. Мы сделали два ценника и поставили их рядом. Старая цена была чуть меньше, новая — крупнее. Акция продолжалась, и закон мы больше не нарушали.


Устанавливать электронные ценники можно в любом месте магазина.
Преступление № 2. На витрине и на кассе цена товара разнится. Вообще эта проблема более характерна для магазинов самообслуживания. Думаю, все хотя бы раз сталкивались с тем, что цена в зале и на кассе расходится. Мне, как специалисту, понятна природа такого расхождения — большой ассортимент. Продавцы не успевают отследить все изменения. Так¬же в сетях применяют единую кассовую систему, и цены вводятся централизованно: магазин не имеет полномочий на управления базой данных розничных цен.

• Наказание. Из-за разницы в 5-10 рублей можно не только заплатить существенный штраф, но и испортить репутацию мага-зина. Ведь покупатель может потребовать книгу жалоб и предложений и письмен¬ный ответ на свое обращение. А это значит, что об инциденте узнают в вышестоящих контролирующих организациях.
Если же Роспотребнадзор выявит нарушение, то к магазину применят санкции по нормам статьи 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей». Обмеривание, обвешива¬ние, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, каче¬ства товара или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализа¬цию товаров, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влекут наложение административного штрафа: на граждан в размере 1000-2000 рублей, на юридических лиц — 10000-20000 рублей. Еще в Гражданском кодексе есть такое понятие, как оферта (предложение заклю¬чить договор). Выставление товара в месте его продажи с указанием на ценнике его конкретной стоимости считается публичной офертой (ст. 494 ГК РФ), и, следовательно, продавец обязан продать товар покупателю именно по той цене, которая в этой оферте указана.

• Решение. Когда на кассе выясняется раз¬ница цифр, указанных на ценнике в зале и в компьютере, опытные продавцы воз-вращают клиенту излишне уплаченные деньги. Если, конечно, они не хотят иметь неприятности с проверяющими органами.