Оценка регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Удмуртской Республики

НОВОСТИ МОО "ЗРИП" /


На выходных мне на почту пришло занимательное письмо от Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики. Вот текст письма:

Уведомление
о проведении публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Удмуртской Республики «О порядке организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Удмуртской Республики»
Настоящим Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики уведомляет о проведении публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Удмуртской Республики «О порядке организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Удмуртской Республики», который размещен на официальном сайте Министерства mintorg.udmurt.ru/ в разделе «Оценка регулирующего воздействия»
Разработчик проекта: Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики
Сроки проведения публичных консультаций: 17 марта 2016 — 31 марта 2016 года
Способ направления предложений и замечаний:
— по электронной почте на адрес: oon@mintorg.idz.ru;
— по фасу: (3412)949-346.


Ранее уже направлялась наша оценка, но в виду того, что министерство отправило запрос по новой, мы со своей стороны, нашу оценку регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Удмуртской Республики «О порядке организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Удмуртской Республики» размещаем в открытый доступ, чтобы каждый мог их прочитать, в том числе и министерство.

1. На решение какой проблемы, на Ваш взгляд, направлена разработка Проекта? Актуальна ли данная проблема сегодня?

Для развития предпринимательства, обеспечение соблюдения их прав и законных интересов, необходимы прозрачные, понятные правила и принимаемые законы. Большая часть граждан, которые так или иначе занимаются предпринимательством, не решаются выходить из «тени», чтобы попробовать свои силы и на равных конкурировать с теми, кто уже открыто ведет свою деятельность.

Возможно для тех, кто занимается в сфере «сетевого бизнеса» розничной торговли, не санкционированной торговлей, деятельность в НТО будет один из первых шагов выхода из «тени» и для дальнейшего развития своего бизнеса. Поэтому, предприниматель должен быть уверен, что ему гарантировано предоставят возможность долгосрочного планирования и ведения деятельности на данном конкретном месте, с возможностью дальнейшего развития их количества и качества. А для этого потребуется не мало сил и времени.
Актуальность темы усовершенствования правового регулирования размещения нестационарных торговых объектов бесспорна. Сегодня этот сегмент рынка переживает не лучшие времена. В кризисные периоды экономики самозанятость граждан всегда была актуально, да и не только в кризисные периоды. Торговля с рук на улицах не прекращалась. Значит есть спрос. Надо только определить дополнительно востребованные места и предложить их перевести в более удобный вид торговли.

Для хозяйствующих субъектов, которые развили свою деятельность в НТО, надо закрепить приоритетное право, для перезаключения долгосрочных договоров, без проведения торгов, чтобы закрепить уверенность в развитии своего бизнеса.

2. Насколько корректно обоснована необходимость разработки данного Проекта? Насколько цель предлагаемого государственного регулирования соотносится с проблемой, на решение которой оно направлено? Достигнет ли, на Ваш взгляд, предлагаемое государственное регулирование тех целей, на которые оно направлено?

Необходимость разработки сформулирована корректно: в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле), изменениями земельного законодательства. Данный проект необходим прежде всего при реализации новых мест размещения НТО.

При утверждении настоящего Проекта проблема может быть разрешена, при условии его своевременной доработки. Цели не могут быть достигнуты в полном объеме по причине имеющихся пробелов в настоящем нормативном акте. Один из наиболее принципиально значимых моментов в правовом регулировании размещения НТО законодателями упущен, а именно: не выработан порядок действий по заключению договоров на размещение НТО в приоритетном порядке, не понятна формулировка – «законно функционировали по состоянию на 01 января 2015г.». Установлены дополнительные требования к хозяйствующим субъектам в разрез ФЗ «О защите конкуренции»: приоритетное право на заключение договора на размещение НТО возможно при условии отсутствия нарушений действующего законодательства и обязательств по договорам аренды. Требуется дополнительные условия либо исключить, либо более подробно расписать, указав статьи законов, период времени, который будет учитываться, при рассмотрении приоритетного права на заключение договоров аренды. Тоже самое и с обязательствами договоров аренды, чтобы не было двоякого толкования и злоупотребления правом со стороны арендодателей.

3. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным (в том числе с точки зрения выгод и издержек для общества в целом)? Существуют ли иные варианты достижения заявленных целей? Если да, выделите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны и/или более эффективны?

По нашему мнению, рассматриваемый порядок частично оправдан, но он не является оптимальным решением, поскольку имеет узкую предметность и направленность. При решении настоящей проблемы необходимо утверждение порядка более широкого профиля – порядка предоставления права на размещения НТО.

4. Повлияет ли введение данного Проекта на конкурентную среду в отрасли, будет ли способствовать необоснованному изменению расстановки сил в отрасли? Если да, то как? Приведите, по возможности, количественные оценки.

Данный проект, может оказать влияние на конкурентную среду, при появлении новых мест размещения НТО. Навязывание же специализации торгового объекта и сокращение ассортиментного перечня, разрешенного к реализации товаров в данном конкретном торговом объекте, ограничивает конкуренцию, что ведет к сокращению доходов и ухода хозяйствующего субъекта в «тень», до тех пор, пока деятельность в «тени» будет приносить больший доход, или же, отказ от дальнейшей деятельности. Деятельность будет перетекать туда, где будет меньше ограничений.

5. Оцените, насколько полно и точно отражены обязанности, ответственность всех участников, упомянутых в Проекте, а также насколько понятно прописаны административные процедуры, реализуемые ответственными органами исполнительной власти Удмуртской Республики, насколько точно и недвусмысленно прописаны властные функции и полномочия? Считаете ли Вы, что предлагаемые нормы не соответствуют или противоречат иным действующим нормативным правовым актам? Если да, укажите такие нормы и нормативные правовые акты.

Обязанности, ответственность отражены не достаточно полно и обоснованно. Административные процедуры также вызывают вопросы.

Необходимо прописать равные права на участие в торгах для физических лиц. Поэтому, в п. 1.5. предлагаем дополнительно внести Претендентами и физических лиц, не зависимо от их гражданства.
В п. 1.10. предлагаем исключить возможность заключения договора с единственным участником Аукциона, который признан не состоявшимся, в целях исключения злоупотреблений как со стороны организаторов аукциона, так и со стороны его участников. Так же данный пункт, считаем, противоречит законодательству «О защите конкуренции».
В п. 1.11. Необходимо дополнительно наделить приоритетным правом и физических лиц, так как среди них могут быть и собственники НТО. В данном п. так же установлены дополнительные требования к хозяйствующим субъектам, в разрез ФЗ «О защите конкуренции»: приоритетное право на заключение договора на размещение НТО возможно при условии отсутствия нарушений действующего законодательства и обязательств по договорам аренды. Не указано какими документами должны подтверждаться нарушения данных условий и за который период времени?
Помимо того, данный порядок регулирует отношения, возникшие при проведении аукциона, тогда как оговорка в п. 1.11 Порядка о приоритетном праве хозяйствующих субъектов на заключение договора на размещение НТО, при условии его функционировании по состоянию на 01.01.2015г., не находит дальнейшего объяснения, в частности какие действия необходимо предпринять для реализации указанного приоритетного права.
Также вызывает озабоченность формулировки: «которые законно функционировали». Имеется двоякий смысл в ее трактовке: без нарушений законодательства, либо, имея действующий договор аренды земельного участка? Как уже было выше отмечено (в п.2.данного проекта), дополнительные условия необходимо исключить, либо более подробно их расписать, чтобы не было двоякого толкования и злоупотребления правом как со стороны организаторов аукциона, так и со стороны арендодателей.
В раздел 3. Полномочия комиссии, включить дополнительно п. определяющий количество лиц(состава) Комиссии, которое должно быть не чётным и не менее трех человек, тогда не будет равенства голосов, которое может привести к злоупотреблению правом.
В п.3.3. Исключить преимущественное право председателя Комиссии, так как исключается возможность равенства голосов, что исключит в свою очередь коррупционную составляющую и злоупотребления правом.
В п.4.1. исключить специализацию торгового объекта, так как противоречит закону «О торговле», и «О защите конкуренции». Цена лота должна указываться за определенный срок договора, сроки оплаты, рассрочка оплаты (при условии).
В п.4.2. так же исключить специализацию торгового объекта. Необходимо указать, что типовой проект временного сооружения торговли и требования к нему, предъявляются при необходимости, к вновь размещаемым НТО. Необходимо определить единый размер вносимого задатка в % отношении от минимальной (начальной) стоимости лота. Предлагаем определить не менее 20%.
В п.4.4. Определить срок возврата участникам Аукциона внесенного задатка, в течение трех дней, чтобы исключить злоупотребления со стороны организаторов Аукциона. Дополнительно прописать право зачесть внесенный задаток в счет следующего Аукциона по заявлению Претендента.
В п. 5.2. дополнительно внести список документов для физических лиц.
В п. 5.4. указать, что вносимый задаток должен быть в размере, определенный в п. 4.2. настоящего проекта.
В п.6.5. в п.п. 1), чтобы избежать двоякого толкования, при приеме конвертов с предложениями о цене, необходимо прописать подробно: в который момент подаются конверты, когда оканчивается прием, кому и куда из представителей комиссии подаются и где делается отметка о принятии конверта.
В п.п.2) п.6.5. Дополнительно указать, что переданные конверты с предложениями должны находиться в месте проведения Аукциона и в присутствии участников Аукциона. Выносить куда либо конверты с предложениями, до объявления Победителя Аукциона, категорически запрещается. Вскрывать конверты с предложениями должны также строго в присутствии участников Аукциона.
В п.п.3) п.6.5. так же предлагаем дополнить, что предложение пишется на листке, где указываются данные об участнике Аукциона, а именно: название организации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ИНН, Ф.И.О. для физических лиц, ИНН, предлагаемую сумму числом и прописью, подпись Претендента или его полномочного представителя, расшифровка подписи. Листок, с указанными данными и предложением в запечатанном конверте подается Комиссии.
В п.п.5) п.6.5. предлагаем внести изменения. В случае, если несколькими участниками Аукциона, предложена одинаковая цена, на право заключения Договора, торги переводятся в открытую форму Аукциона. В этом случае, победителем признается, тот участник, который предложит большую цену за выставленный на торги лот. Открытую форму в данном случае необходимо подробно прописать. Право на заключение Договора, подавшего заявку на участие раньше других участников Аукциона, в целях пресечения злоупотреблений, исключить.
В п.6.7. указать: обязанность Победителя внести или перечислить полную оплату приобретаемого права на заключение Договора, в срок(и), не более десяти дней с даты подписания им (Победителем) оформленного протокола результатов Аукциона.
В п.7.1. дополнить, что протокол Аукциона составляется немедленно, после объявления Победителя.
В целях исключения злоупотреблений как со стороны организаторов аукциона, так и со стороны его участников в п.8.3. предлагаем внести изменения: при признании Аукциона несостоявшемся, в связи с поступлением одной заявки, лот с Аукциона снимается. Комиссия объявляет о повторном проведении Аукциона, информационное сообщение и публикация о котором, должна быть размещена вновь в официальных средствах массовой информации. Иначе, данный пункт, считаем, противоречит законодательству «О защите конкуренции».

6. Существуют ли в предлагаемом Проекте положения, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и (или) деятельности СО НКО? Приведите обоснования по каждому указанному положению, дополнительно определив:
— имеется ли смысловое противоречие с целями государственного регулирования или существующей проблемой либо положение не способствует достижению целей регулирования;
— имеются ли технические ошибки;
— приводит ли исполнение положений Проекта к избыточным действиям или, наоборот, ограничивает действия субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и (или) СО НКО;
— приводит ли исполнение положения к возникновению избыточных обязанностей субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и (или) СО НКО, к необоснованному существенному росту отдельных видов затрат или появлению новых необоснованных видов затрат;
— устанавливается ли положением необоснованное ограничение выбора субъектами предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и (или) СО НКО существующих или возможных поставщиков или потребителей;

— создает ли исполнение положений Проекта существенные риски ведения предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и (или) деятельности СО НКО, способствует ли возникновению необоснованных прав органов государственной власти Удмуртской Республики и должностных лиц, допускает ли возможность избирательного применения норм;
— приводит ли к невозможности совершения законных действий предпринимателей или инвесторов (например, в связи с отсутствием требуемой новым Проектом инфраструктуры, организационных или технических условий, технологий), вводит ли неоптимальный режим осуществления операционной деятельности;
— соответствует ли обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли, либо существующим международным практикам, используемым в данный момент.


П. 1.11 в данном изложении пресекает возможность реализовать приоритетное право при наличии нарушений законодательства.

7. К каким последствиям может привести принятие нового Проекта в части невозможности исполнения субъектами предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и (или) СО НКО дополнительных обязанностей, возникновения избыточных административных и иных ограничений? Приведите конкретные примеры.

Хозяйствующему субъекту необходимо закрепить право самому определять направление и специализацию деятельности торгового объекта.

8. Оцените издержки/упущенную выгоду (прямого, административного характера) субъектов предпринимательской, инвестиционной деятельности или СО НКО, возникающие при введении предлагаемого регулирования (оценка может быть представлена в терминах РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета). Отдельно укажите временные издержки, которые понесут субъекты предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и (или) СО НКО вследствие необходимости соблюдения административных процедур, предусмотренных Проектом. Какие из указанных издержек Вы считаете избыточными/бесполезными и почему? Если возможно, оцените затраты по выполнению вновь вводимых требований количественно (в часах рабочего времени, в денежном эквиваленте и прочее).

Оценить издержки сегодня затруднительно. Отсутствуют регламенты согласований размещения НТО с сетевыми организациями. Отсутствует рынок продаж права аренды на размещение НТО. Очень низкая ликвидность самих торговых объектов.

9. Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть проблемы и трудности с контролем соблюдения требований и норм, вводимых новым Проектом? Является ли Проект недискриминационным по отношению ко всем его адресатам, то есть все ли потенциальные адресаты регулирования окажутся в одинаковых условиях после его введения? Предусмотрен ли в нем механизм защиты прав хозяйствующих субъектов? Существуют ли, на Ваш взгляд, особенности при контроле соблюдения требований Приказа различными группами адресатов регулирования?

Проект не содержит нормы, направленные на сохранение действующих НТО. Отсутствует право на участие в Аукционе физическими лицами.

Если собственникам действующих торговых объектов откажут в преимущественном праве, то они окажутся в не равных условиях. Потратив не малые материальные ресурсы и силы, для привлечении покупателей, в течении нескольких лет создававший ликвидное место для реализации товаров, а Победитель же аукциона, приобретший право для заключения договора на размещение НТО в данном месте, без каких-либо дополнительных материальных затрат и сил, на привлечение покупателей, приобретает ликвидное место. Бывший же собственник, лишившейся преимущественного права, а вместе с ним и места, рискует вновь вкладывать свои силы и материальные ресурсы, в развитие своей деятельности на другом месте, если конечно хватит сил и жизни. Где же здесь равные условия? Поэтому требуется механизм защиты прав хозяйствующих субъектов – преимущественное право.

10. Требуется ли переходный период для вступления в силу Проекта (если да, какова его продолжительность), какие ограничения по срокам введения Проекта необходимо учесть?

Данный проект является следующим шагом после принятия общего порядка предоставления права на размещение НТО. Принимая его, в первую очередь, возникает пробел в законодательстве, регулирующий порядок предоставления права на размещения НТО таким хозяйствующим субъектам, которые функционируют до настоящего времени, либо договор возобновлен на неопределенный срок, либо расторгнут в одностороннем порядке по инициативе Арендодателя. Необходимо дождаться разработки и принятия общего порядка предоставления права на размещение НТО.

11. Какие, на Ваш взгляд, целесообразно применить исключения при применении положений Проекта в отношении отдельных групп лиц? Приведите соответствующее обоснование.

Необходимо разработать нормы, направленные на сохранение всех действующих НТО по состоянию на текущую дату, а не 01.01.2015г., поскольку в преддверии вступления в законную силу изменений в земельном законодательстве, Администрацией г. Ижевска расторгнуто или не продлено огромное количество договоров аренды в течение всего 2015 года. В настоящее время предприниматели защищают свое право на сохранение бизнеса в судах. Несмотря на многолетнее добросовестное исполнение договорных обязательств на протяжении многих лет, индивидуальные предприниматели после принятии проекта могут потерять возможность осуществлять деятельность на арендованном много лет месте, а для не которых, единственный источник дохода.

12. Иные предложения и замечания, которые, по Вашему мнению, целесообразно учесть в рамках оценки регулирующего воздействия.

В первую очередь необходимо разработать и утвердить порядок предоставления прав на размещение НТО, данный проект вторичен.

Во-вторых, сохранить все НТО по состоянию на текущую дату независимо от статуса договор аренды.

В-третьих, исключить условие о наличии нарушений законодательства при реализации приоритетного права.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.