Как написать свой первый бизнес-план?

Записки предпринимателя /
По ряду причин многие начинающие инициаторы будущего бизнеса предпочитают планировать свой бизнес самостоятельно. Желание вполне выполнимое, если овладеть методикой написания бизнес-планов и учесть традиционные ошибки, допускаемые неопытными разработчиками.

Записки: Как написать свой первый бизнес-план?
Прежде всего, для квалифицированного написания бизнес-плана, так же как для успешного заказа этой работы у специалистов, нужно

1. Помнить о цели

Перечислю наиболее распространённые цели написания бизнес-планов и вытекающие из них требования к результату.

Получение кредита в банке
Как правило, банк предпочитает более существенные гарантии возврата кредита с процентами, чем самые оптимистические бизнес-планы. Если же у вас есть хорошее материальное обеспечение, бизнес-план является обязательным, но не решающим приложением к нему. Главное требование к такому бизнес-плану – соблюдение структуры и форматов банка, а главный показатель финансовой части – это денежный поток. Если банк примет положительное решение, именно этот показатель будет поставлен на контроль, поэтому к его планированию стоит отнестись максимально внимательно.

Привлечение инвестора
В отличие от банка инвестор готов разделить с вами риски будущего бизнеса, но за это захочет получить значительную часть прибыли в случае успеха. Подвигнуть инвестора рискнуть своими кровными можно продемонстрировав свои наработки и предъявив убедительный бизнес-план. Так что придётся потратить время на описание ваших нематериальных активов (патенты, свидетельства, договора с контрагентами, клиентские базы и т.д.), изучение рынка, обоснование доходов и расходов, анализ рисков и т.д. и т.п. Не забудьте также про эмоциональную составляющую убеждения и подготовьте красочные презентацию и Summary на основе скучного 100-страничного бизнес-плана.

Получение коммерческого гранта
Обычно, конкурсы на получение грантов строго формализованы и выполнение требований, предъявляемых к бизнес-плану, является необходимым, но не достаточным условием для победы. Конечно, будет лучше, если написанный вами бизнес-план не будет иметь изъянов ни в маркетинговой, ни в финансовой части. И всё же гарантировать победу в конкурсе может только интересная идея, впечатлившая экспертов и соответствующая отрасли учредителя гранта.

Получение государственной поддержки
Гранты на развитие бизнеса дают не только лидеры рынка, но и органы государственной власти. В этом случае также нужно соблюсти требования к структуре бизнес-плана и формату, но никакая блестящая идея вам не поможет. Важнее «быть в тренде», то есть соответствовать отраслевым приоритетам региона в текущем году и «уметь работать» с народными слугами, что уже совсем не имеет отношения к искусству бизнес-планирования.

Требования к бизнес-планам для получения грантов «на развитие малого бизнеса» по счастью не высокие. А вот если ваша компания претендует на место в Особой Экономической Зоне или, тем более, бюджетное финансирование, бизнес-план придётся написать по формату, утверждённому МЭРТ (ныне Минэкономразвития). Найдите этот формат в Интернете и, возможно, желание писать бизнес-план самостоятельно у вас отпадёт.

Для управления бизнесом
Некоторые мне не поверят, но многие владельцы бизнеса и управленцы используют бизнес-планы для управления бизнесом. Вероятно требования к бизнес-плану «для внутреннего употребления» самые высокие. Обманывать самого себя жалко, поэтому обоснование доходной и расходной частей должно быть на высоте, риски тщательно проработаны, экономика аккуратно посчитана. Кроме того, для того, чтобы стать руководством к действию, бизнес-план прорабатывается с повышенной детализацией,
содержит описание механизма контроля реализации, например, системы показателей,
иногда содержит элементы организационного дизайна: оргструктуру, описание основных обязанностей ведущих сотрудников, описание бизнес-процессов, системы материального стимулирования и т.д.

Прочие цели
Иногда бизнес-план пишется и с другими целями. Например, для внутреннего или внешнего PR-а, увеличения стоимости бизнеса, чтобы было «как у людей» или «не хуже соседа» и т.д. Такие цели приводят к индивидуальным требованиям к бизнес-плану и общие советы по ним давать бессмысленно.

Цель написания определяет

2. Структуру бизнес-плана

Существует большой количество стандартных структур, но ни одну из них нельзя порекомендовать на все случаи жизни. Если вы претендуете на грант для развития малого бизнеса, советую использовать структуры, разрабатываемые в администрациях регионов РФ для этого случая. Эти же простые структуры могут использовать начинающие предприниматели для написания бизнес-плана «для внутреннего употребления».Иностранные инвесторы предпочитают формат UNIDO или рекомендации TACIS. Рамки использования формата МЭРТ были обозначены выше. Большинство банков имеет собственные структуры и требования к форматам.

Несмотря на многообразие рекомендуемых структур, перечень пунктов, требующих проработки в бизнес-плане, является стандартным:

Резюме
Включает описание бизнес-идеи и причин оптимизма инициатора бизнес-плана, основные результаты и показатели, параметры требуемого финансирования.

Анализ рынка
Описание рынка, позволяющее обосновать объём и цены продаж, тактику работы на рынке.

Доходы
План продаж с детализацией, необходимой и достаточной для формирования организационного плана и расчёта финансовых результатов.

Производственный план
План производства в натуральном выражении и перечень мероприятий, необходимых для организации и ведения производства с описанием необходимых ресурсов.

Организационный план
Перечень мероприятий, необходимых для организации и ведения всего бизнеса с описанием необходимых ресурсов.

Расходы
Инвестиционные и текущие (прямые и косвенные) расходы на запуск и ведение бизнеса.

Финансовый план
Бюджеты: доходов и расходов, движения денежных средств, по балансовому листу

Финансовый анализ
Анализ бюджетов, финансовых коэффициентов, показателей эффективности, безубыточности, чувствительности. Вывод о степени эффективности и устойчивости бизнеса.

Анализ рисков
Перечень рисков – возможных ситуаций, препятствующих достижению запланированных показателей. Меры по предотвращению рисков и снижению их негативных последствий.

Методика контроля реализации бизнес-плана
Этот пункт обычно прорабатывается для «внутреннего» использования бизнес-плана и включает систему показателей, план мероприятий и бизнес-процесс контроля того и другого.

По моему опыту у начинающих разработчиков бизнес-планов хуже всего дело обстоит с

3. Обоснованием доходной части

Очень часто план продаж бывает взят «с потолка», получен «по аналогии» или «экспертным путём», что по сути одно и то же. Такой план вызывает вопросы у инвестора и может стать причиной банкротства самого предпринимателя.

Давайте рассмотрим алгоритм обоснования доходов на простом примере Интернет-магазина, торгующего, например, компьютерами:

Определение объёма и динамики рынка
Эта тема для раскрытия требует отдельной статьи. Назову только возможные способы решения этой задачи: покупка готового маркетингового исследования, поиск информации в Интернете, опрос представителей Интернет-магазинов, опрос представителей офф-лайн магазинов, опрос потенциальных потребителей, построение модели рынка.

Конкуренты: рекламные бюджеты, доли рынка
Выявить конкурирующие Интернет-магазины очень легко. Наберите в поисковике соответствующий запрос и список ваших будущих конкурентов перед вами. Специалист в области продвижения сайтов может легко определить рекламные бюджеты каждого из них, а доля рынка с достаточной точностью пропорциональна бюджету. Есть, конечно, умение им распорядиться, конвертация сайта и т.д. и т.п. Но оснований предполагать, что одни лидеры рынка глупее других, нет.

Выбор целей и бюджета
Теперь выбирайте вашу целевую долю рынка. Хотите быть первым – приготовьте деньги на рекламный бюджет, превышающий расходы лидера. Но помните, что бизнес – это всегда риски, поэтому более осторожные нацелятся на попадание в ТОП5 и на длинной дистанции могут победить.

План продаж, цены
Определив долю рынка и промониторив цены конкурентов, формируете план продаж.

Исследование потребителей
Недостаточно определить размер рекламного бюджета, нужно ещё знать, как им распорядиться. Для этого важно понять, как ваши будущие покупатели ищут информацию о компьютерах, где советуются, где ищут продавца, как покупают, какие качества товара и дополнительные услуги им важны и т.д. Скорее всего, для лучшего понимания придётся разделить весь клиентский рынок на группы, объединённые по моделям покупки –сегменты. В общем такое исследование тоже предмет для отдельной статьи …

Разработка медиаплана
На основании полученной информации делите бюджет между каналами продвижения, формируете SEO-стратегию, контекстную рекламу, размещаете баннеры, разворачиваете деятельность в социальных сетях и т.д.

Итак, в результате анализа рынка мы получили 2 важных результата – обоснованные состоянием рынка доходы и тактику маркетинга. Если же ваш анализ рынка не приводит к таким результатам, а служит для накачивания объёма бизнес-плана, можете смело его выкидывать: любой критик вашей работы не оставит на ней камня на камне.

Остаётся добавить, что приведённый алгоритм может быть адаптирован к любому бизнесу. Не получается? Но вы же сами решили писать бизнес-план самостоятельно …

Другие части бизнес-плана, обычно, не вызывают таких затруднений у начинающих. Я бы только обратил внимание на следующие моменты:

Хотя большинство расчётов экономики делается в привычном для нас Excel, хотя бы имейте в виду, что существуют специализированные программы бизнес-моделирования. Необходимость покупки и освоения таких программ является, конечно, их недостатком. Зато бизнес-план гарантирован от расчётных ошибок и будет иметь полноценные данные для анализа экономики, что оценит его читатель.
Если для обоснования доходной части иногда требуется изрядная фантазия, финансовому плану это качество разработчика противопоказано. Состав финансового плана указан выше.
Не пренебрегайте анализом рисков. Вам эта часть бизнес-плана повысит вероятность успешного ведения бизнеса, инвестору – продемонстрирует вашу готовность к неизбежным противодействующим факторам.
Надеюсь, что эта короткая и довольно поверхностная инструкция по написанию бизнес-плана для начинающих поможет им избежать наиболее грубых ошибок. Остальным советую потратить лучше время на организацию выполнения планов, а их разработку поручить специалистам, избежав при этом типичных ошибок заказчиков бизнес-планов.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.