Образовательные услуги: лохам построиться и приготовить кошельки

Записки: Образовательные услуги: лохам построиться и приготовить кошельки
Недавно разговорился с одним бывшим каратистом и услышал любопытную историю. Он отдал сына на тхеквондо. Школ восточных единоборств сейчас очень много. Выбирать было из чего. А через пару месяцев сходил посмотреть на тренировку. И ужаснулся. Детей обучали черти-чему. Он привел конкретный пример с доворотом опорной ноги при ударе. Я двадцать лет не махал ногами, но этот момент вспомнил. Но речь дальше пойдет не о каратэ, а о современном обучении.

Мужик задал тренеру вопрос: «А ты кто вообще такой? У кого занимался?» В ответ услышал мычание, а я вспомнил, что мой тренер на этот вопрос от новичков называл конкретные китайские города, имена и стили.

Вообще за последние 10 лет сфера образовательных услуг выросла в сотни раз. Сейчас научиться можно чему-угодно, есть предложения на любой вкус. От пикапа и бизнес-тренингов до магии и вязания. Есть и аналоги школьных предметов. Особенно иностранные языки и спорт, у меня в радиусе 10 минут ходьбы от дома несколько языковых центров. В один из них сын ходил год. После чего смог назвать несколько цветов и числительных. К счастью, ребенок не понял тех слов, которыми я охарактеризовал его преподавателя, лоховодов вообще и этот языковой центр в частности!

Недавно где-то встретил интересную мысль, что в настоящее время практически никого ничему не учат. Обучение заменили на дрессировку. А дрессированная обезьяна не может научить, она может в лучшем случае показать как подражать. И тренд стал нарастать. Старая советская шутка «не можешь работать — иди учить» обрела новую жизнь.

Специалисты, в реальном бизнесе не выдержавшие конкурентной борьбы, ринулись на рынок образовательных услуг. Неудачливые спортсмены пошли в тренеры, учителя — в образовательные центры, клерки и мелкие руководители — в бизнес-тренеры. А рынок — очень простая штука, у любого бизнеса всегда будут какие-нибудь клиенты. Пусть мало, но будут. А если на это наложить рекламу, лишние деньги у населения и невозможность проверить качество услуги (фидуциарная ответственность!), получим процветающий бизнес лоховодов.

Что с этим делать? При ведении дискуссии есть красивый демагогический прием — ad personam или переход на личности. Опытные полемисты в красивой завуалированной форме задают оппоненту вопрос «а ты кто такой?» И выигрывают спор, потому что вместо аргументов тот автоматически начинает оправдываться и доказывать, что он не верблюд. Понятно, что против умных людей этот прием не работает.

Но то, что не работает при ведении дискуссии, прекрасно работает при проверке уровня образовательных услуг. Достаточно спросить учителя «а ты кто такой?» и все сразу станет на свои места. В ответ вы услышите либо мычание, либо попытку уйти от ответа, либо легко проверяемые факты.

Я вообще сторонник практического подхода к получению знаний и навыков. Увидел нехватку информации, нашел эксперта, проверил, получил знания, применил, учел ошибки. После этого начал использовать и совершенствовать. А образовательные услуги — на 99% лохотрон.

1 комментарий

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.