Тени сгущаются

За последние три года законодательная и исполнительная власть своими инициативами привела малый и средний бизнес практически в «первобытное» (читай: характерное для конца 1990-х) состояние. Руководствуясь, разумеется, исключительно благими намерениями.


Двухтысячные годы в России можно смело назвать десятилеткой обеления малого бизнеса. Это был постепенный процесс, но он хорошо фиксировался всеми нашими качественными и количественными исследованиями. Все переменилось со второй половины 2010 года, как только стало ясно, что государство решительно и бесповоротно намерено ввести с начала 2011-го 34-процентный «налог» по социальным взносам вместо отмененного ЕСН: малый бизнес опять засобирался в тень. В 2011-м резко увеличились оба компонента теневого оборота — доля обналички в объеме безналичных расчетов и доля «черного нала из кармана в карман», который вообще никак не фиксируется и не показывается государству. Снижение суммарной «эффективной ставки» социальных отчислений с 34 до 30 процентов, на которое власти пошли в 2012 году, никак не повлияло на умонастроения малых предпринимателей. Старожилы очень быстро восстановили прежние навыки жизни в тени, наработанные в конце 1990-х, когда теневая экономика в России по своим масштабам достигала абсолютного максимума. А для новичков такая форма бытия сразу же становилась нормой, алгоритмом экономической жизни в реальном рынке.

Записки: Тени сгущаются

Можно утверждать без каких-либо натяжек, что запрет на продажу алкоголя (включая пиво) и табачных изделий в мелкорозничной торговле подрубил финансово-экономическую основу большей части малого бизнеса, в структуре которого торговые предприятия составляют не просто «ядро», а подавляющее большинство. Борьба за здоровье нации — дело хорошее, однако за рубежом ее начинали вести совсем с другого конца: ограничение продаж вредных для здоровья людей продуктов сначала вводилось для крупного бизнеса, и только на последующих этапах — для малого.
В конце января 2013 года наконец-то были утверждены «Основные направления деятельности правительства» (ОНДП), разрабатывавшиеся целую вечность. Они сформировали очередной благой концептуальный подход к решению проблем малого бизнеса. Сравним планы и факты?

Самозанятым гражданам правительственная бумага пообещала, что «при проведении пенсионной реформы будет обеспечено предоставление права выбора уровня страховой нагрузки и соответствующего объема пенсионных прав». Видимо, именно поэтому буквально за месяц до подписания ОНДП самозанятым индивидуальным предпринимателям государство предоставило «обязательное право» платить почти в два раза больше «фиксированных социальных взносов». При этом чуть более ранние параллельные пенсионные планы правительства предполагают, что в 2014 году фиксированный страховой платеж должен составить более 40 тыс. рублей, а в 2015-м — около 50 тыс. В результате, по подсчетам правительственных экономистов, сумма взносов только на страховую часть пенсии должна увеличиться в 2014-м — на 60,4 млрд руб., а в 2015-м — на 79,7 млрд. «Свободный выбор» страховой нагрузки «обеспечен» досрочно и на несколько лет вперед.

Правительственная бумага пообещала также, что будет «обеспечено формирование системы специальных мер содействия малому предпринимательству, в том числе упрощение системы отчетности». Упрощенную систему отчетности тоже «реализовали» прямо с начала этого года, то есть опережающими темпами: введена обязанность по ведению бухучета в полном объеме для организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения (ранее у них такого, разумеется, не было). Там, где обязателен учет, таковой становится и отчетность, иначе бессмыслен и сам «обязательный учет»…

Вряд ли мелкому бизнесу придется долго ждать дополнительного «расширения» своих прав, новых «упрощений», «гарантий» и «доступности» чего бы там ни было. Правительственные планы вновь сулят ему расширение доступа «к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», «уведомительный порядок начала деятельности», «гибкое трудовое законодательство», «гарантированный доступ к государственному и муниципальному заказу». Дежавю…

Если же отвлечься от деклараций и взглянуть, что готовит для предпринимательского сословия федеральная власть на день грядущий, станет еще грустнее. Росфинмониторинг, ФНС, ФТС, МВД, ФСБ, ФСКН, Генпрокуратура, Следственный комитет, Центробанк и прочие «поддержанты» и «стимуляторы» развития предпринимательства в едином порыве предложили законопроект (он уже внесен в Думу), который в случае принятия позволит дать настоящий бой фирмам-однодневкам, — такой, что и неоднодневкам мало не покажется.

Законопроект расширяет перечень операций, о которых банки обязаны сообщать в Росфинмониторинг, а также вменяет им в обязанность при наличии «обоснованных оснований» (каких именно, никто, понятно, не потрудится объяснить) отказывать клиентам в открытии расчетного счета. Налоговики получают право приостанавливать операции по счетам организаций в случае, если не находят их по адресам регистрации; правоохранители — право узнавать все о счетах компаний до возбуждения уголовных дел. (Будет где развернуться фантазии и правоприменительной практике!) Кроме того (внимание!), фискалы смогут подавать иски на собственников и руководителей компаний, где есть убытки (чтобы на убытки начислить налоги).

И это только часть предлагаемых методов борьбы с однодневками. Все перечислять бессмысленно: общая направленность законопроекта и так очевидна. Понятно и то, как закон будет работать в случае его принятия: строгость российского законодательства всегда компенсировалась необязательностью и индивидуальным подходом к его применению («Накажем невиновных, наградим непричастных!»). Искать будут там, где светло. Но можно ли после таких госинициатив говорить о создании какого-то «благоприятного» инвестиционного или бизнес-климата в стране? Может, на то и щука в море, чтобы карась не дремал? Создается потенциальный фронт работ для федерального и региональных бизнес-омбудсменов, чтобы еще только формирующийся госинститут без работы не остался.

Старались не отставать от федеральных трендов в деле «реальной поддержки» малого бизнеса и региональные и местные власти. Прокатившийся по стране фанатичный — иначе не назовешь! — снос палаток и киосков без суда и следствия весьма характерен: Москва и Санкт-Петербург — впереди планеты всей, остальные регионы — только жалкая «пародия», «фарс» и копирование столичных первопроходцев. Хотя «фарс» не всегда удачный. Это в Москве прокуратура по щучьему велению всякий раз оказывалась на стороне городской власти; в некоторых регионах ситуация была обратной. Так, в Ярославле радикальное решение местного градоначальника было оспорено прокуратурой и отменено судом.

Разумеется, и кампания по удалению с улиц «нецивилизованных форматов торговли» проводилась повсюду исключительно во благо человека. Однако откуда такая уверенность, что систематическое стимулирование монопольных тенденций в экономике и искоренение конкуренции в конкурентных секторах не отразится на ценах — а следовательно, и на потребителях?

Владимир Буев
вице-президент НИСИПП
Источник: «Бизнес-журнал»

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.